Вы сейчас просматриваете Моторное масло для двигателя

Моторное масло для двигателя

Что есть моторное масло для двигателя по сути? Любая жидкость может быть использована в качестве смазки — достаточно взглянуть на водные горки. Они работают по тому же принципу, что и смазка в двигателе: постоянный поток воды отделяет наши днища от поверхности горки и уменьшает трение. Если поток прекращается, наш вес вскоре вытесняет воду из этого зазора, и мы застреваем, вихляясь по трубе. Масло является гораздо лучшим смазочным материалом (по крайней мере, для двигателей) — оно сохраняет непрерывную пленку под давлением, не испаряется и не вызывает ржавления деталей.

Что делает моторное масло для двигателя

Чтобы понять, почему масло так важно, давайте сначала рассмотрим его основные функции.

Уменьшение трения

Когда две детали находятся в контакте и движутся рядом друг с другом, они трутся друг о друга. Это трение, или сопротивление движению, называется трением. Энергия, затрачиваемая на преодоление трения, преобразуется в тепло, а не в движение. Это можно почувствовать, если быстро потереть руки друг о друга — тепло накапливается, и руки становятся теплее. Это полезно для человека в ледяной день, но в двигателе вся энергия, которая преобразуется в тепло, — это энергия, которая не используется для производства движения.

Величина трения между деталями зависит от:

  • Материалов, из которых изготовлены детали — резина имеет большее трение, чем хром.
  • Обработки поверхности. Гладкие, полированные поверхности легче скользят друг по другу. Именно поэтому поверхности подшипников обрабатываются до блеска.
  • И нагрузка, прижимающая эти поверхности друг к другу. В двигателе это означает, что коренные подшипники, в которых вращается коленчатый вал, подвергаются наибольшим нагрузкам — они принимают на себя вес тяжелого коленчатого вала и поршневых узлов.

Движение между двумя поверхностями также приводит к износу, поскольку микроскопические неровности поверхностей ударяются друг о друга и откалываются.

Основная роль смазки в двигателе заключается в том, чтобы удерживать движущиеся поверхности разделенными. Когда металлические поверхности разделены, между ними нет контакта, а значит, нет трения и износа.

Охлаждение двигателя

Смазка также поглощает тепло при движении по двигателю. Она переносит это тепло обратно в масляный поддон, где рассеивает его в окружающем воздухе. Некоторые масляные поддоны имеют охлаждающие ребра для максимального охлаждения масла.

В более мощных двигателях масляный поддон не обеспечивает достаточного охлаждения масла, поэтому устанавливается масляный радиатор. Обычно это небольшой радиатор, установленный рядом с радиатором охлаждающей жидкости, через который проходит воздух и охлаждает масло.

Очистка

Масла захватывают любые загрязнения в двигателе и уносят их с собой. Более крупные частицы отфильтровываются в масляный фильтр, а мелкие, мягкие частицы остаются во взвешенном состоянии в моторном масле до замены масла. Моющие химические вещества добавляются в масло при его очистке, чтобы частицы оставались во взвешенном состоянии и не оседали на поверхностях.

Покрытие масла предотвращает контакт металлических деталей с кислородом и их коррозию. Предотвращение коррозии — это приятное дополнительное преимущество системы смазки. Даже в самом старом и ржавом автомобиле внутренние детали двигателя обычно блестят — при условии, что в них время от времени циркулирует масло.

Моторное масло для двигателя: типы

Объяснение марок масла

Вязкость — это показатель сопротивления жидкости течению, другими словами, насколько она густая. Густая жидкость, как тесто для хлеба, имеет высокую вязкость, а тонкая, текучая жидкость, как вода, имеет низкую вязкость.

Когда движущиеся части разделены маслом — единственным сопротивлением движению этих частей является вязкость масла. Поэтому мы хотели бы, чтобы вязкость была как можно ниже, чтобы двигатель работал эффективно. Однако вязкость также влияет на скорость выдавливания масла между двумя поверхностями. Если вязкость масла очень низкая, оно будет вытекать из зазора слишком быстро, и детали будут соприкасаться. Очевидно, что необходим баланс.

Производители двигателей указывают необходимую вязкость масла, исходя из ряда критериев — количества масла, рабочей температуры, требований к обслуживанию, эффективности и — что, вероятно, наиболее важно — зазоров в подшипниках. Двигатели с очень узкими зазорами в подшипниках могут работать с более жидким моторным маслом.

Для масла его вязкость определяется классом, установленным Обществом автомобильных инженеров (SAE). Масло класса SAE 50 является вязким, а класса SAE 10 — жидким. По мере повышения эффективности двигателей наблюдается тенденция к использованию более тонких масел.

Есть и осложняющий фактор: масло становится более жидким при нагревании. Если вы меняли масло в двигателе, то знаете, что в теплом состоянии оно течет гораздо легче, чем в холодном. Это означает, что масло, которое идеально подходило для двигателя летом, может оказаться слишком густым для зимы, поэтому исторически в двигателях использовалось масло одного сорта зимой и одного — летом.

Для решения этой проблемы производители масел разработали всесезонные масла. Благодаря включению химической присадки влияние температуры на масло можно уменьшить, и теперь во всех двигателях круглый год используется одно масло.

Всесезонные масла обозначаются двумя цифрами, например, масло 10W40 имеет класс SAE 10 в зимних условиях (обозначается W) и SAE 40 в нормальных условиях. Производители предоставляют таблицу с указанием оптимальной марки масла в зависимости от климата эксплуатации автомобиля.

Моторное масло для двигателя: минеральные и синтетические

Хотя существуют животные, растительные и минеральные масла, в двигателях мы используем только минеральные масла. Минеральные масла перерабатываются из сырой нефти, которая добывается из недр земли.

За последние два десятилетия или около того были разработаны синтетические моторные масла, которые могут обеспечить преимущества для высокоэффективных двигателей. Удивительно, но синтетические масла также обычно производятся из минеральных масел — с использованием только самых чистых компонентов, к которым добавляются химические вещества для обеспечения точно рассчитанных химических свойств и вязкости.

Добавить комментарий