Водителям-новичкам, а также опытным водителям, которые только что перешли на новый автомобиль, полезно изучить основы работы с моторным маслом.
Есть несколько вещей, которые абсолютно необходимы двигателю для работы: бензин, чтобы машина ехала, и масло, чтобы детали двигателя двигались.
Масло может играть вспомогательную роль в двигателе внутреннего сгорания, но без него детали не могли бы свободно двигаться, уплотнения высыхали бы и трескались, а маленькие кусочки грязи и металла засоряли бы все механизмы. Без моторного масла весь процесс сгорания остановился бы.
Большинство водителей знают, что двигателю необходимо масло, как и бензин, но сколько, какого вида и как часто его добавлять, может показаться загадкой – особенно с учетом последних достижений в области современных технологий производства двигателей. Водители-новички, а также опытные водители, которые только что перешли на новый автомобиль, могут извлечь пользу из изучения основ моторного масла. В конце концов, это одна из немногих вещей в двигателе, о которых обычный водитель может узнать и контролировать.
Продолжайте читать, чтобы узнать пять вещей, которые каждый должен знать о моторном масле – это так же просто, как и расширяет возможности.
Минеральное или синтетическое?
Синтетические масла стоят дороже из-за химической технологии, используемой при их создании.
Один из первых выборов, который стоит перед водителем, будь то новый автомобиль или автомобиль с большим пробегом, – это выбор между минеральным и синтетическим моторным маслом.
В двух словах, минеральное масло – это вещество, которое добывается из земли и создается в процессе переработки нефти. Этот тип масла существует столько же, сколько существуют автомобили, и оно дешевле синтетических масел.
Синтетические масла дороже из-за химической технологии, используемой при их создании. В их основе все еще лежит минеральное масло, но они разработаны таким образом, что позволяют проезжать больше километров между заменами масла, и часто содержат присадки, помогающие дольше сохранять масло чистым. Кроме того, они более стабильны при высоких и низких температурах, чем минеральное масло.
Говоря о температурах, давайте посмотрим, что означают эти цифры на бутылке.
Вязкость масла
Вязкость – это показатель того, насколько легко масло течет.
Когда видишь бутылки с моторным маслом, выстроившиеся вдоль прилавков, пугаешься, ведь каждая из них обещает сделать двигатель чище, улучшить топливную экономичность и многое другое. И на каждой из них спереди написаны загадочные буквы и цифры.
Эти буквы и цифры говорят вам о степени вязкости масла (некоторые называют это весом масла). Вязкость – это показатель того, насколько легко масло течет – густое оно или жидкое? Общество автомобильных инженеров (SAE) тестирует все моторные масла при температуре 98,9 градусов, типичной рабочей температуре двигателя, и присваивает им рейтинг от 20 до 60. На бутылке будет написано что-то вроде SAE 20 или SAE 30 – две распространенные вязкости.
Если вы живете в более холодном климате, этикетка будет немного отличаться. Скорее всего, на ней будет написано что-то вроде 5W-30. Надпись 5W означает, что SAE проверяла вязкость масла при более низкой температуре. Это масло будет более жидким, когда вы запустите двигатель холодным утром, но будет работать как масло SAE 30 при температуре 98,9 градусов, когда вы проедете несколько минут и двигатель прогреется.
В любом случае, в руководстве пользователя, скорее всего, будет указан рекомендуемый рейтинг масла для вашего автомобиля. Надежный механик также сможет помочь вам с выбором. Просто помните, что для холодного запуска сначала нужно более жидкое масло, а для теплого двигателя нужно достаточно густое масло, чтобы его уровень не падал, когда двигатель прогреется.
Когда менять масло?
С усовершенствованием характеристик и конструкции двигателя, а также с усовершенствованием технологии производства моторных масел, большинство автомобилей теперь могут проходить более длительный период между заменами масла. Но как далеко?
На протяжении десятилетий существовало одно основное правило для замены масла в автомобиле: каждые 5000 км или 3 месяца, в зависимости от того, что наступит раньше. Легко, верно?
Однако с развитием технических характеристик и конструкции двигателя, а также с развитием технологии производства моторных масел, большинство автомобилей могут ездить между заменами масла гораздо дольше. Но как далеко?
Многие современные автомобили могут пройти от 8000 до 16000 км между заменами масла, в зависимости от модели и стиля вождения. Большинство людей не ошибутся с интервалом между заменами в 8000 км, но если ваша ежедневная поездка включает в себя много остановок и проездов, возможно, вы захотите заменить масло немного раньше.
Некоторые автомобили даже могут следить за состоянием масла и предупреждать водителя о том, что его пора менять. Крис Мартин из Honda говорит, что система Maintenance Minder его компании, например, “отслеживает условия работы двигателя и накопленные обороты двигателя, чтобы рекомендовать конкретное техническое обслуживание, например, замену масла, когда это действительно необходимо, а не полагаться на установленный график технического обслуживания”. Это позволяет поддерживать двигатель в наилучшем состоянии и экономить деньги на техническом обслуживании.
Проверка масла
Ничего страшного, если масло в вашем автомобиле коричневое или черное; это просто означает, что оно выполняет свою работу.
Ничего страшного, если масло в вашем автомобиле коричневое или черное; это просто означает, что оно выполняет свою работу.
Это одна из тех процедур по обслуживанию автомобиля, которая не претерпела особых изменений за многие годы. Это может сделать практически каждый, а дополнительное преимущество заключается в том, что вы можете поднять капот и посмотреть, как выглядит ваш двигатель.
Большая часть двигателя будет заключена в какой-то кожух с множеством проводов и шлангов, намотанных вокруг него. Но где-то там, обычно спереди, вы найдете щуп. Скорее всего, на его конце есть петля или крючок для вытаскивания.
Когда двигатель остынет, вытащите щуп и вытрите полотенцем все, что оказалось на его конце. Обратите внимание на маркировку на конце щупа – там отмечены минимальный и максимальный уровни, иногда с перекрестной штриховкой между ними или даже с отверстиями в металле. Вставьте щуп обратно в двигатель и снова вытащите его. Теперь проверьте, где находится уровень масла. Он должен быть ближе к максимуму, чем к минимуму, но не переполнен.
Ничего страшного, если масло коричневое или черное; это означает, что оно выполняет свою работу. Установите щуп на место, вымойте руки и почувствуйте удовлетворение от того, что в моторном отсеке еще есть что-то, о чем вы можете позаботиться.
Подождите – уровень был низким? Тогда вы можете сделать еще кое-что. А именно – добавить масла!
Как добавить масло в двигатель
Используя воронку, добавьте примерно половину бутылки масла, подождите минуту или две, затем снова проверьте уровень масла, воспользовавшись щупом.
Вы проверили масло, и его оказалось недостаточно. Ничего страшного – просто долейте еще немного. Литр масла стоит довольно дешево; если вас устраивают рекомендации по вязкости для вашего автомобиля, вы можете купить масло практически везде, включая крупные магазины и супермаркеты.
На холодном двигателе проверьте масло с помощью щупа, чтобы узнать, насколько низкий уровень масла. Найдите масляный колпачок на верхней части двигателя и открутите его. Опять используя воронку, добавьте примерно половину бутылки масла, немного подождите, затем проверьте уровень масла с помощью щупа. Не стоит переливать.
Когда уровень масла будет чуть ниже максимального, закрутите крышку маслозаливной горловины и убедитесь, что щуп снова на месте. Воронка делает процесс достаточно аккуратным и опрятным, хотя если масло пролилось на внешнюю поверхность двигателя, это не конец света. Однако, скорее всего, при следующей поездке вы почувствуете запах гари.